Главная » Статьи » Как стать писателем » Издание за рубежом

Издательская индустрия США: попытки выжить в век цифровых технологий

Добавил: Texas e-mail от 01.12.2010, просмотров: 600

В настоящий момент книжная индустрия США претерпевает большие изменения. Распространение интернета, видеоигр, iPod и спутникового телевидения привело к тому, что у многих людей не остается времени на традиционное чтение. В результате издательская отрасль, основанная на технологиях 19-го века, была поставлена перед необходимостью полностью пересмотреть концепцию продвижения своей продукции и привести ее в соответствие с последними информационными технологиями.

Падение интереса к чтению

Исследование читательской активности продемонстрировало, что за период с 1992 по 2002 год количество американцев, которое читают какие-либо книги, снизилось с 61% до 57%. Наиболее тревожные показатели (снижение на 28%) наблюдались среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. В среднем было подсчитано, что индустрия потеряла около 20 миллионов потенциальных читателей.

Однако, несмотря на это, общего падения объемов продаж на книжном рынке не произошло. В 2004 году издательский рынок США увеличился на 1,3% по сравнению с предыдущим годом и составил 23,72 млрд. долларов, а в 2005 году — на 9,9% и достиг объемов 25,1 млрд. долларов. В значительной степени это было связано с новыми маркетинговыми подходами, используемыми для привлечения и удержания читателей.

Использование интернета для продвижения книг

С каждым годом все большее количество людей переходит в интернет для поиска информации, общения, покупок и развлечений. Относительная дешевизна рекламных кампаний в сети, их высокая эффективность и возможность фокусировки на целевых аудиториях — все это приводит к тому, что большинство издательств начинают сосредотачивать свои маркетинговые усилия именно на интернете.

Публикация новостных сообщений в электронных газетах и новостных рассылках, ведение авторами блогов (электронных журналов), размещение на популярных сайтах видеороликов и баннеров с рекламой книг, а также рецензирование в специальных разделах онлайн газет и на литературных сайтах — все это дает весьма положительные результаты.

Одной из заметных тенденций последнего времени стала замена статичных интернет-сайтов книг и книжных серий на интерактивные веб-страницы, подразумевающие более активное участие читателей в жизни сайта. Так, официальная страничка автора детективов Патрисии Корнвелл (http://www.patriciacornwell.com) содержит видеоролик ее последней книги «Хищник», описание ее предыдущих литературных работ, рассказы об участии автора в расследовании преступлений, тесты на знание уголовного процесса, ссылки на сайт фанатов писательницы и многое другое.

В качестве еще одного примера можно привести веб-страницу одного из крупнейших издательств Америки «Harper Collins», посвященную детским книгам — http://www.harpercollinschildrens.com. Сайт предоставляет детям возможность поиграть в игры с участием их любимых книжных героев, родителям — подобрать соответствующие возрасту их детей книги и получить исчерпывающую информацию о них, учителям — найти рекомендации по организации группового чтения в классах, библиотекарям — ознакомиться с новинками издательства и спланировать свои закупки. Как утверждают руководители «Harper Collins», сайт является их ключевым инструментом по продвижению детской литературы.

Регистрация и подписка на новости помогает держать читателей в курсе последних книжных новинок и изменений на сайте. Кроме того, они позволяют сформировать базу данных читателей со всеми их существенными характеристиками, которую трудно получить каким-либо другим способом.

Нишевые маркетинговые стратегии

Многие специалисты американского книжного рынка говорят о том, что будущее издательского бизнеса и книготорговли заключается в эффективном охвате многочисленных нишевых рынков, а не в создании одного-двух мегабестселлеров. Так, по словам президента «Harper Collins» Джейн Фридман «охота на бестселлеры является глупой игрой». Книги известных авторов, за контракты с которыми издательства ведут целые войны, могут и не принести больших прибылей, тогда как работа на узкий сегмент рынка, основанная на знании и понимании своего читателя, дает издателю стабильный и постоянно растущий доход.

Такой подход в значительной степени основан на популярной теории главного редактора журнала «Wired Magazine» Криса Андерсона «Длинный шлейф» («The Long Tail»), согласно которой современные цифровые технологии могут помочь неновым и нераскрученным книгам привлечь к себе намного больше внимания, чем в прошлом. Площадками для размещения информации о них становятся тематические интернет-сообщества, блоги, специализированные электронные газеты и пр. С помощью новой цифровой технологии «Печать по требованию» (Print-on-Demand), которая позволяет распечатывать один экземпляр книги под заказ, издательства имеют возможность получать прибыль не только с новинок, но и со всех книг своего издательского портфеля. В результате даже небольшие издательства в состоянии поддерживать довольно широкий ассортимент книг за счет сокращения издержек, связанных с необходимостью обслуживать большие тиражи.

Зрелищные технологии

В условиях жесткой конкуренции со стороны телевидения, кино и интернета книгам достаточно сложно привлечь к себе внимание уже в силу того, что динамичная зрелищная информация воспринимается большинством людей гораздо легче, нежели статичный текст или даже статичная книжная обложка.

Решая эту проблему, компания «VidLit» предложила издательствам использовать мультимедийные технологии (видео, анимация, аудио) для продвижения книг в интернете. На сайте компании http://www.vidlit.com выложены 2,5-минутные демо-ролики, рекламирующие книги в оригинальной и зачастую юмористической форме. «VidLit» разработала формат ролика, который с одной стороны не вызывает ассоциаций с рекламой, а с другой — снабжает потенциального читателя всей необходимой информацией. Если зрители и не покупают книгу сами, они зачастую пересылают ссылку на ролик своим друзьям и родственникам. Как показала практика, подобное «сарафанное радио» способно резко увеличить объемы продаж книги.

Новые книжные форматы

Чтобы охватить как можно большую аудиторию, американские издатели стремятся выпускать на рынок новые форматы литературы: аудио-книги и электронные книги, доступные для чтения с экрана.

Популярность новых книжных форматов растет: за последние пять лет объем продаж электронных книг увеличилось в 6 раз, а аудиокниг — в 1,4 раза и достиг отметки в 2 млрд. долларов в год. И это далеко не предел. Появление новых устройств для чтения электронных книг, совершенствование способов хранения и воспроизводства текстовых и звуковых файлов и, что немаловажно, разработка методик по доставке цифровых книг на мобильные телефоны сделают процесс «электронного чтения» комфортным и удобным. Спрос на аудио-книги будет расти также и за счет того, что все больше людей будет переходить на прослушивание литературы в машине или во время занятия спортом. К тому же развитие технологии напрямую повлияет на снижение цен на аудио- и электронные книги, что, разумеется, скажется на их привлекательности для потенциальных читателей.

Однако говорить о цифровой революции на книжном рынке еще преждевременно. Например, объемы продаж электронных книг по-прежнему составляют незначительную часть от всей реализуемой в США литературы (0,05%). Эксперты также пока не прогнозируют массового перехода читателей к новым цифровым форматам. Так, директор издательства «Thomas Nelson» Майк Хайат утверждает, что в течение следующих пяти лет произойдет только 5-7 процентный сдвиг в сторону формата электронных книг.

Некоторые специалисты выражают даже больший скептицизм по отношению к новым книжным форматам, но в условиях потери читательской аудитории, особенно молодежи, издатели просто вынуждены искать новые методы, способные вдохнуть жизнь в стагнирующий рынок. «Даже таких темпов роста нового сегмента будет достаточно, чтобы неподготовленные к этим изменениям издатели серьезно пострадали», считает Майк Хайат.

Несмотря на это, ведущий производитель электроники Sony рассчитывает на существенный прорыв в сегменте электронных книг и планирует в этом году вывести на американский рынок новое устройство для чтения Sony Reader. Устройство будет весить около 270 г, иметь размер книги формата покет-бук и поступит в розничную продажу по цене $300-400. Sony Reader рассчитан примерно на 80 книг, которые можно будет скачать из Интернет-магазина на сайте компании. Использование технологии электронных чернил и немерцающий экран решат проблему усталости глаз, а небольшая энергоемкость устройства позволит ему работать долгое время на одном комплекте батареек.

Sony Reader уже получил ряд восторженных откликов со стороны издателей. Руководитель печатного подразделения издательства «Harper Collins» Грэхам Белл уверен, что ситуация на книжном рынке может в любую минуту полностью измениться. «После того, как я увидел, что из себя представляют электронные чернила Sony Reader, я стал их преданным поклонником», — говорит он. — «Эта технология несомненно будет иметь огромное влияние на издательскую отрасль».

Компания Sony — не единственная, кто пытается изменить сложившийся книжный рынок. В конце прошлого года нидерландская фирма iRex Technologies объявила о скором запуске на рынок «нового поколения электронных устройств для чтения», реализованных на платформе PDA (наладонники) и также использующих технологию «электронной бумаги». Компания начала продажи более дорогой версии своего устройства для корпоративных клиентов и планирует до конца года выпустить вариант устройства для потребительского рынка.

Сотрудничество с новыми участниками книжного рынка

Развитие нестандартных книжных форматов тесно связано с появлением новых игроков на книжном рынке — поставщиков цифрового контента. Поисковая служба Google, крупнейший электронный магазин Amazon, а также компании, работающие по технологиям «Печать по требованию», активно завоевывают свое место под солнцем.

Резкое увеличение числа потребителей, предпочитающих закачивать аудиокниги из интернета, привело к созданию интернет-магазинов аудиокниг в рамках Audible, MediaBay и Amazon. Издательства отправляют им звуковые файлы на CD или кассетах, а те в свою очередь переводят их в цифровой формат и далают их доступными через свои сайты.

Весьма активно продвигает себя на книжном рынке и компания Google. Ее проект «Поиск по книгам» (The Book Search Project) делает возможным поиск по тексту книг через интернет и позволяет читателям ознакомится с выдержками из них. Если искомая фраза содержится в какой-либо из имеющихся в базе данных работ, пользователь получает на выходе до 20 % текста книги, а также ссылки на сайты, где можно ее приобрести.

Подобная инициатива оказалась очень полезной не только для пользователей Google, но и для авторов и издателей. Издательство «Osprey Publishing», выпускающее книги по военной истории, разместило 1263 книги в разделе «Поиск по книгам». Вскоре выяснилось, что один процент пользователей, просмотревших отрывки из текста, покупает книгу целиком. При этом 40% покупок осуществляется через интернет-магазин Amazon и около 30% — непосредственно через издательство. Благодаря системе «Поиск по книгам», «Osprey Publishing» рассчитывает на увеличение продаж книг, вышедших из печати, до 30 %.

Крупнейший интернет-риэлтер Amazon также планирует запустить книготорговую программу под названием «Снова в печати» (Back in Print). Согласно этой программе правообладатели должны пересылать в магазин сверстанные макеты своих книг, которые будут отпечатываться и отгружаться покупателю в течение 24 часов после получения соответствующего заказа.

Несмотря на некоторые отличительные особенности, американский книжный рынок отражает общемировые тенденции развития издательской и книготорговой деятельности. Переход читателей на другие источники развлечений и информации ставит под угрозу привычку человечества читать книги. Смогут ли издатели перебороть эту тенденцию с помощью новейших информационных и электронных технологий, покажет время. Однако принимать важные стратегические решения относительно своего будущего каждое издательство должно уже сейчас.
Добавлено в: Издание за рубежом
Смотрите так же:
⇒ Компьютер со встроенным принтером
⇒ Факты из половой жизни животных
⇒ Создаем героя
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]