Главная » Статьи » Как стать писателем » Литературная мастерская |
Создаем героя
Добавил: Texas от 01.12.2010, просмотров: 772
Героем художественного произведения может быть кто угодно — от таракана до Отца, Сына и Святого Духа. Но мы полностью вживаемся только в тот образ, который напоминает нас самих — то есть имеет такие человеческие признаки как характер, привычки, достоинства, недостатки, воспоминания, мечты, планы на будущее и т.п. Если ваша героиня отличается лишь «бархатистой кожей» и «упругостью форм», то читать о ней будет интересно только заключенным, которые уже забыли, как выглядит настоящая женщина. Сколько героев должно быть в романе? Столько, сколько вы можете удержать. В «Войне и мире» Льва Толстого более двухсот поименно названных персонажей. В сказке о цапле и журавле — всего два. Считается, что три — оптимальное количество главных героев в жанровом романе. Один персонаж — нехватка конфликтных ситуаций: читателю будет сложно сопереживать ему. Два — уже лучше, но необходим кто-то еще, кто привнесет хаос в отношения между двумя главными героями. Три — в самый раз. Но даже интеллектуальный роман и мейнстрим не стоит перенаселять. Если читатель начинает путаться в героях и забывать, кто есть кто, — это плохой знак. Когда читатель всем сердцем принимает героя, он испытывает: • симпатию — одобрение и сочувствие; • эмпатию — читатель легко представляет себя на его месте. Для того, чтобы это произошло, персонаж должен быть обаятельным. Князь Болконский, Карлсон, Кот Бегемот — всех этих и других запоминающихся героев объединяет следующее: • достоверность — они описаны так, что читатель словно воочию видит их; • уникальность — автор сумел создать образ, непохожий ни на один другой; • привычки, слова и стиль поведения героев хочется копировать. Персонажи таким образом справляются со своими проблемами, что это вызывает восхищение. Вживаясь в удачный литературный образ, читатель чувствует себя умнее, сильнее, харизматичнее — его жизнь наполняется новыми красками. И эту иллюзию «другого я» уже не хочется отпускать. Многие считают, что идеальный герой — это «простой человек». Поэтому в рукописях, приходящих в издательство, так много безликих девушек, ищущих любви, и скучных мужчин с кризисом среднего возраста. А еще больше — персонажей, страдающих запоями и психозами. Дело в том, что авторы подобных произведений занимаются не литературой, а самолечением — они описывают себя и свои проблемы. Один из ведущих американских литературных агентов Дональд Маасс предлагает авторам представить, что они едут в поезде. С кем им хочется оказаться в купе на ближайшие десять часов — с ярким остроумным человеком или с унылым невротиком? То-то и оно. Если мы хотим, чтобы люди провели с нашими героями десять часов (а именно столько в среднем читается книга), герои должны быть интересными. Речь не идет о персонажах вроде Супермена или Бэтмана. Речь об обаянии. А герой может быть хоть дурачком вроде Форреста Гампа, хоть мизантропом вроде доктора Хауса. Дональд Маасс дает интересную идею — как показать героя, обладающего качествами, которые сложно передать словами (красота, властность, слава и пр.): Если мы начнем описывать прекрасную девушку стандартным путем — какого цвета у нее глаза и какие волосы, — все это будет смахивать на шаблон. Но если мы покажем ее глазами другого персонажа, опишем его эмоции — что он испытывает, глядя на героиню, — то сцена заиграет совсем по-другому. Главное — сделать акцент на субъективном восприятии. То же самое с царями и прочими великими: продемонстрируйте не «властное лицо», не «благородную посадку головы», а чувства другого героя, который приходит в трепет при виде властелина. АРХЕТИПЫ ГЕРОЕВ Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс в книге «Герои и героини» подразделяют всех литературных персонажей на следующие архетипы: Мужские: 1) Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из «Крестного отца» М. Пьюзо. 2) Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из «Унесенных ветром» М. Митчелл. 3) Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в «Винни-Пухе» А. А. Милна. 4) Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в «12 стульях» И. Ильфа и Е. Петрова. 5) Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из «Это я, Эдичка» Э. Лимонова. 6) Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла. 7) Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из «Казино Рояля» Яна Флеминга. 8) Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из «Графа Монте-Кристо» А. Дюма. Женские: 1) Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из «Петра I» А. Толстого. 2) Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова. 3) Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Толстого. 4) Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из «Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла. 5) Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро. 6) Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи. 7) Крестоносец — борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа «Завтра была война» Б. Васильева. 8) Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа «Мать» М. Горького. Архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из «Ночи перед Рождеством» Н. Гоголя — начальница и соблазнительница. Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы. Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением. Штампы героев • Напарник героя — не такой умный, не такой блестящий, как главный герой, но не лишенный некоторых достоинств. Его функция — оттенять героя. • Любимая крутая женщина — у нее длинные ноги и быстрая реакция. Она прикроет в бою и поцелует в конце. • Мудрец — в трудную минуту герой приходит к нему и получает нужные сведения и наставления. • Жулик — второстепенный или третьестепенный герой, который все время пытается извлечь выгоду для себя. Часто меняет убеждения и стороны. Труслив и жаден. • Оружейник — тот, кто дает герою оружие против врагов. • Волшебный помощник — в народных сказках эту роль выполняли всевозможные Трое-из-ларца-одинаковы-с-лица, Серый Волк и Золотая рыбка. В современной прозе роль волшебников играют компьютерные гении, знакомые ученые и т.п. • Шлюха — пытается соблазнить героя. Обычно добра по натуре. • Старенькая мама — простая и любящая. Ее хочется взять под защиту. Как правило, вызывает умиление и жалость, но не уважение. • Женщина-стерва — поначалу она ругается с главным героем, а потом влюбляется в него. • Предатель — притворяется верным другом, а потом в самый неподходящий момент предает героя. • Роковая женщина — предлагает любовь, но связь с ней неизменно оборачивается бедой. • Ложный кумир — поначалу герой его обожает, а потом оказывается, что кумир того не стоит. • Злодей, которому нужна власть над миром. • Глупые помощники злодея — комические персонажи, которые вечно все путают, роняют и не могут одолеть главного героя даже вдесятером. Из фольклора в литературу перекочевали и следующие клише: Большой и сильный = простоватый Старый = мудрый Ребенок = беззащитный, положительный Бывший офицер = немногословный, суровый, худой, способный на убийство Бывший солдат = балагур, хитрец, хороший рассказчик Стражник, охранник = туповатый Ученый, профессор = чокнутый, рассеянный Человек в очках = хилый, слабовольный Иностранец = коварный или ничего не понимающий в жизни Красивый = хороший, уродливый = плохой (Кстати, старайтесь не перенаселять роман красавцами и красавицами. В реальной жизни красивых людей мало. Как и с сюжетными штампами, со штампами героев надо быть очень осторожными. В мейнстрим и интеллектуальную прозу их лучше вообще не допускать. В жанровой литературе использовать только тогда, когда вы можете наделить штампованных героев какими-то уникальными чертами. Особое внимание стоит обратить на злодеев. Если одна сторона в конфликте будет «плохой», а другая «хорошей» по определению, мы получим неправдоподобный сюжет и картонных героев. У каждого персонажа должны быть причины поступать так, а не иначе. Досье на героя Чтобы образ получился достоверным, автор должен четко представлять себе все нюансы биографии и психологии героя. Составьте на него досье: • Ф.И.О. или прозвище. • Почему его так назвали? Связана ли с именем персонажа какая-либо история? • День рождения. Астрологический знак — если это имеет отношение к делу. • Внешность: фигура, лицо, зубы, руки. • Манера одеваться. • Жестикуляция, громкость голоса. • Темперамент: кто ваш герой — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик? • Его отношение к окружающим: все люди — родные братья? Или двоюродные? Или он ощущает себя сиротой? • Отношение к сексу. • Любовь для него — это... • Его идеал женщины (мужчины)? • Что он ценит в людях? • Отношения с родственниками. Они у него есть? Кто именно? • Он женат, разведен, вдов? Если у него есть «бывшие», то что он думает о них? • У него есть дети? Если да, то как у них складываются отношения? • Место жительства — страна, город, район. • Почему он живет здесь — он сам выбрал место жительства или его занесла сюда судьба? • Как выглядит его жилище? • Кто еще с ним живет? Жена, дети, соседи? • На чем он перемещается? • Что он любит? Что не любит? • Каковы его привычки? • Он «сова» или «жаворонок»? • Вопросы гигиены: как часто он моется — раз в день? раз в неделю? когда идет дождь? • Еда: что, сколько и когда он ест? Он гурман или «всеядное животное»? • Имущество: счет в банке, дом в Малибу, дом в Простоквашине, земля на Луне? • У него есть хобби? • У него есть домашние животные? • У него есть цель в жизни? • О чем он мечтает? Пытается ли осуществить свои мечты? • Он по натуре предприниматель или наемный работник? • Уровень образования? • Он читает книги? Смотрит телевизор? Ходит в кино? Слушает музыку? Посещает выставки? Что именно ему нравится? • Что думают о нем друзья? • Кем и где он работает? Ему нравится его работа? Если он не работает, то чем он заполняет свои дни? • Он считает, что дети — это «цветы жизни», «злобные монстры», «неопознанные ходячие объекты»? • Его отношение к религии. • Его отношение к политике. • Что он думает о своей расе и национальности? • Родина — это важно или «Мой дом — планета Земля»? • Где и в какой семье он родился? Краткая биография родителей. • Кто его лучший друг? • Что оказало на него самое большое влияние? • Он курит, пьет, нюхает, колется? Если нет, то как относится к тем, кто это делает? • У него есть враги? Если да, то кто именно? • Как обстоят дела со здоровьем? • За какие идеалы он готов умереть? • В чем заключается его проблема в начале романа? • Как он меняется на протяжении романа? • Как читатели должны реагировать на появление этого персонажа? • Почему он должен быть им интересен? | |
|
|
Твитнуть |
Смотрите так же: |
⇒ 50 Cent - Цитаты |
⇒ ZOTAC GeForce GTX 460 с 3 портами DisplayPort |
⇒ Ожирение может быть вызвано вирусом |
Всего комментариев: 0 | |
| |